ГБОУ "СШ № 5 г.о. Мариуполь"
г. Мариуполь
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

    Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

    • Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
    • Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
    • Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.
    • Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
    • Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

    Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

    • Работа с одаренными учащимися.
    • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
    • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
    • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
    • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

    Требования к профессиональному стандарту педагога


    Стандарт должен:

    • Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
    • Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
    • Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
    • Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
    • Соответствовать международным нормам и регламентам.
    • Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

    Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

    • Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
    • Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
    • Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

    Содержание профессионального стандарта педагога


    Часть первая: обучение

    Педагог должен:

    •  Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
    •  Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
    • Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
    •  Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
    •  Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
    •  Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
    •  Владеть ИКТ-компетенциями

    Часть вторая: воспитательная работа

    Педагог должен:

    •  Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
    •  Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
    •  Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
    •  Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
    •  Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогически пути их достижения.
    •  Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
    •  Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
    •  Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
    •  Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
    •  Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
    •  Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
    •  Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
    •  Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детсковзрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
    •  Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
    •  Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовнонравственного развития ребенка).
    •  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
    •  Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
    •  Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

    Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

    •  Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
    •  Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
    •  Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
    •  Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума.
    •  Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
    •  Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
    •  Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционноразвивающую работу.
    •  Умение отслеживать динамику развития ребенка.
    •  Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
    •  Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
    •  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
    •  Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
    •  Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
    •  Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
    •  Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
    •  Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
    •  Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
    •  Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, детимигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
    •  Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социальнопсихологических особенностей и закономерностей развития.
    • Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

    Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

    Педагог начальной школы должен:

    •  Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
    •  Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
    •  Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
    •  Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
    •  Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
    •  Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie